Александра Стрельченко: сохранить достоинство в песне!

Газета: «Советская Россия» № 73 от 27.06.2006г
«Когда я была очень популярна....» — так начала одну из фраз Александра Ильинична во время нашей беседы, и мне вдруг стало невыносимо обидно: что же за времена мы переживаем, если одна из лучших (если не лучшая на сегодня!) исполнительница великого народного репертуара с неповторимым, нисколько не потускневшим голосом и запредельным мастерством вспоминает о широчайшем признании в прошлом времени?

Разве выразившие душу своего народа Эдит Пиаф или Элла Фицджеральд не знали обожания до последних дней? Сдержал горечь и спросил:
— А как вообще сегодня строится репертуар? Раньше звонили великие мастера задушевной песни: Григорий Пономаренко, мой друг Александр Аверкин, мой учитель Виктор Боков: «Есть новая песня — хор Николая Кутузова готов записать ее для радио». Или, к примеру: «Приближается грандиозный фестиваль народного творчества — не включите ли в ваш репертуар такую-то песню?» А что сегодня диктует жизнь для души, для выживания, для продолжения творческого пути?
— Тогда жизнь одно диктовала, сегодня другое. Как говорится, другие времена — другие песни. И надо как-то вписаться, найти приемлемый путь, но, тем не менее, нельзя потерять свое лицо, певческое и человеческое, свои выстраданные убеждения, которые нельзя поменять. Надо делать свое дело до конца, при этом хоть чуточку совершенствуясь. Я по-прежнему опираюсь на мощный пласт народной песни. Это такой кладезь, что можно все найти для любого возраста и состояния. Душа осознала многое, опыт огромный появился: все-таки более сорока лет пою, но надо сохранить главное свое оружие — голос. Сейчас у меня проснулся интерес к старинным, не запетым русским романсам.
Появляются и новые авторские песни. Мне интересно сотрудничать с Александром Морозовым, особенно, когда он начал писать огромный цикл на стихи Николая Рубцова, продолжаю петь песни Виктора Темнова, в том числе и новые. Но особо похвастаться широтой выбора не могу, на моей практике свежих глубоких авторов, пишущих в народном духе, не появляется. Есть примитивные поделки «а-ля рус», но они неглубоки по музыке, по стихам. Ничего не западает в память и в душу. К тому же у меня нет времени на какие-то широкие поиски, бесконечные встречи и прослушивания, потому что много сил забирает преподавательская работа. Веду класс вокального искусства в Московском университете культуры и искусств, заведую кафедрой народного пения, преподаю. Самородков никогда особо много не появлялось. Еще меньше их сегодня. Но над голосом надо работать, приобретать технику. Это быстро не дается, требует скрупулезной работы. Если бы я всю жизнь не училась, не работала над голосом, то он у меня давно бы «стерся». Может, кто-то не согласен с моим убеждением, но с молодыми певцами надо много лет напряженно работать.
— Ну, с вами не согласно все телевидение. Набирают неоперившихся ребят, проводят отбор, натаскивают их на две-три песни. И вот вам «народный артист». А люди глазеют, делают ставки, болеют, как на бегах. Это же профанация!
— Организаторы таких шоу не думают о будущем этих ребят. Кому-то надо скопировать западные программы, деньги заработать, показать себя. А если говорить о профессиональном пении — должны пройти годы труда. И не только в области вокала. Надо же привить любовь к народной песне, к своим корням, выстроить отношение к жизни, к искусству. Какой без этого певец?
— Но ведь и конкурсы исполнителей народной песни проводятся, мастер-классы. Вы были председателем жюри и в Саратове, и на Курщине, и на Тамбовщине. Какие результаты они дают? Почему появляется так мало звезд в фольклорном жанре: блеснут — и исчезли. Помню, мне довелось вести первый телерадиоконкурс «Голоса России» в Смоленске, на нем победили Надежда Крыгина и Людмила Николаева. Они стали признанными певицами, заслуженными артистками. А сегодня, по-моему, отдача очень мала.
— Раньше лауреатов показывали по телевидению, они беспрерывно звучали по радио, им давали престижные сцены. Был стимул! А сегодня это никто не популяризирует. Народное искусство не дает мгновенных прибылей, выгодных гастролей. Не формат, как выражаются ныне. А конкурсы обязательно надо проводить, поддерживать таланты. Вот мы упомянули программу «Народный артист», там участвовала Марина Девятова, но у нее есть папа, спина, как говорится. Он всегда поддержит и сделает что надо для сцены. Но не у всех же есть папа! В провинции тяга к подлинной песне по-прежнему огромна. Я была в мае месяце на первом конкурсе имени Сергея Рахманинова на его родине, в Тамбовской области, в Ивановке. Талантливые люди, которые туда приехали, окунулись в необыкновенную атмосферу рахманиновского имения, творчески пообщались, узнали друг друга, порадовались красоте. Это не ради славы, а по любви к пению. Конкурсы обязательно нужны для необъятной России.
— Я согласен, но говорю с болью о другом. Вот на конкурсе вокалистов имени Георгия Свиридова в Оружейной палате выступали молодые, красивые солистки из Нижнего Новгорода, из Саратова. Статные, талантливые. Я диву даюсь: ну почему не показать красоту! Почему какие-то корявые подростки или подурневшие примадонны заполонили экран? В Кремлевском дворце прошел выпускной бал. Сами гулявшие удивлялись: почему в концерте с билетом по 3000 рублей сплошная попса, ни одного другого жанра, ни одной народной песни. Такого, по-моему, нет ни в одной стране. Побывал недавно в Андалузии, там в каждом городке звучит и цветет фламенко. Это ведь не только танец, но и потрясающая народная песня. Толпы поклонников в концертных залах, ночных клубах. Последних-то и в Москве полно, но где можно услышать полноценную русскую фольклорную программу, не «буфет» дешевый с кокошниками, а почувствовать дух русской песни? Это же преступление перед культурой!
— Я знаю вашу требовательную любовь к русской песне, ваш публицистический напор. Вы как бы и меня к обличениям подталкиваете. Но нет у меня на это уже ни голоса, ни сил, ни здоровья, чтобы идти к трибунам, заниматься не своим делом. Может быть, мы как раз и сумеем пережить все обрушившееся на страну, если каждый исполнит свой долг до конца, займется тем, к чему призван судьбой. Мой долг — сохранить достоинство в песне, нести людям ее красоту и свет.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Популярные статьи

/vokal/muzykalnye-stili-afroamerikanskoj-kultury.html

Музыкальные стили афроамериканской культуры

Среди современных музыкальных стилей, которые зародились в афроамериканской культуре, особого внимания заслуживают соул, хип-хоп, рэп и ритм-н-блюз.
Одним из самых эмоционально окрашенных и ...

/vokal/bek-vokal.html

Бэк-вокал

Под бэк-вокалом принято понимать пение, сопровождающее основную партию. В дословном переводе понятие означает «пение на заднем плане».
Сегодня ни одна поющая суперзвезда, ни один солист фактически не ...

Рекомендуем

Weltmeister TOPAS IV BLACK

Weltmeister TOPAS IV BLACK

Диапазон (правая клавитура): фа-фа3 Голосность (правая клавиатура): 4 Регистры (правая клавиатура): 11 Количество клавиш (правая клавиатура):...

WELTMEISTER MSA 34 Moultisound

WELTMEISTER MSA 34 Moultisound

~ Электронный, 34 клавиши, 14 тембров, встроенный MIDI плеер

Copyright © 2004. При использовании материалов данного сайта ссылка на него обязательна.