Мое дело - петь, а не мелькать на телеэкране

Газета «ВЕСТИ» Ленинградская область и Санкт-Петербург № 2368 от 27 марта 2007 г.

Мы все, кто любит русскую и славянскую песню, отмечаем юбилей истинно народной артистки России Александры Стрельченко.
В советские годы имя Александры Стрельченко гремело на всю страну. Наряду с Людмилой Зыкиной, Марией Мордасовой, Ольгой Воронец она составляла славу русской народной песни. Но такова участь профессии артиста, что слава и успех не вечны. Как-то Иннокентий Смоктуновский сравнил представителей этой профессии с новогодними елками, которые сверкают и радуют окружающих в Новый год, а по окончании праздника - становятся ненужными и выброшенными.

Также и артист может быть сегодня очень востребованным, а завтра - оказаться “за бортом”. Не избежала этой участи и Александра Стрельченко, которая не нашла себе места в шоу-бизнесе. Даже ее юбилей прошел незаметно. Но певица продолжает выступать и пользуется неизменным успехом у слушателей. О своем прошлом и настоящем артистка согласилась рассказать читателям “Вестей”.

- Александра Ильинична, ведь это же несправедливо - популярная певица, выступающая в лучших телепрограммах, вдруг исчезает с телеэкрана...
- Стоит один раз с этого колеса соскочить, потом на него не вскочишь. Советская эстрада прекратила свое существование, а в шоу-бизнес я не вписалась, тем более что пою только вживую.
- Вы прошли длинный путь на эстраде. Когда, на Ваш взгляд, эстрада стала превращаться в этот самый шоу-бизнес?
- В перестроечные времена. Тогда же мое традиционное пение оказалось ненужным.
- Позволю себе с Вами не согласиться. Я же видел, как тепло принимают Вас зрители разных возрастов.
- Естественно, русская народная песня находит своего слушателя. Но в шоу-бизнесе все перевернуто. Кто-то из певцов смог приспособиться к новым условиям, а я - нет.
- Когда Вы ощутили, что именно русским народным пением должны заниматься?
- В детстве. Как услышала впервые Лидию Русланову, так и сама запела. В детском доме я тоже занималась пением. Мне никто и никогда не говорил, что я - самородок. Просто мне нравилось петь.
- С каким чувством Вы вспоминаете свое военное детство?
- Самое главное, что я осталась жива и здорова. Детский дом научил меня жить в коллективе, приучил к порядку и пунктуальности, я не была избалованной. Возможно, поэтому сначала хотела стать педагогом. Кстати, училась в Ленинградском пединституте, но не закончила его. У меня была сессия, а в это время в Ленинграде выступал Воронежский народный хор, и это определило мою дальнейшую судьбу. Причем мне было совершенно не страшно показаться руководителю хора. После концерта я прямо из зала пошла на сцену. Так начался мой творческий путь.
- Вы не понаслышке знаете, что такое сиротство. А правда, что у вас есть талантливый ученик - сирота?
- Да, это Николай Буриновский. Он участвовал в Дельфийских молодежных играх, где я была председателем жюри. Коля меня знал как певицу, хотя молодёжь чаще всего меня не знает. Я об этом говорю с уверенностью, потому что последние пять лет преподаю в вузе. А вот Коля целенаправленно ехал учиться именно ко мне. Признаться, я не очень хотела заниматься преподавательской деятельностью. Все-таки главным для меня остается пение. Но в педагогике тоже много интересного, потому что видишь плоды своего труда. А потом, у ребят тоже чему-то учусь и постоянно себя совершенствую.
- А на телевидение Вас не приглашают?
- Приглашают участвовать во всяких ток-шоу. Я от таких предложений отказываюсь, потому что мое дело - петь, а не мелькать не телеэкранах.
- Были ли у вас свои ориентиры в профессии, когда Вы начинали свой творческий путь?
- Очень любила Людмилу Зыкину, которая своим мастерством стимулировала других исполнителей. А главным ориентиром для меня была, конечно же, Лидия Андреевна Русланова.
- Александра Ильинична, Вы спели многие песни, но наиболее популярной стала песня композитора Евгения Птичкина и поэта Владимира Харитонова “Я люблю эту землю”...
- Да, эта песня очень часто звучала на радио и пользовалась успехом у слушателей. “Я люблю эту землю” - это не пустые слова, а состояние души.
- Вообще, насколько важна тема патриотизма в искусстве?
- Она важна, если это идет от сердца. Кстати, и в народных песнях заложен патриотизм. В любой стране есть свои культурные богатства. Но русская народная культура - действительно богатейшая. Мне всегда интересно знакомиться с народной культурой других стран, потому что у каждого народа своя душа.
- Каково сегодня состояние русской народной песни на эстраде?
- Если говорить о концертном исполнении, то на современной эстраде нет русской народной песни, ее растерзали.
- Как Вы относитесь к симбиозу в искусстве?
- Русское народное искусство само по себе очень многогранно, оно не нуждается в смешении с другими жанрами. Я считаю, что нужно что-то одно делать очень хорошо.
- Помимо русских народных песен, Вы теперь много поете романсы.
- По молодости петь романсы не очень получается, потому что многого не знаешь. А вот когда это становится близко к сердцу, когда в душе находишь ответы на многие вопросы, тогда и поешь с особым чувством. Романсы - это музыка открытой обнаженной души.
- Александра Ильинична, Вы ни о чем не жалеете?
- Нет. Зачем о чем-то жалеть? Нужно жить сегодняшним днем и радоваться жизни. Можно жалеть, что у меня нет детей. Но, может быть, в этом случае по-другому бы сложилась моя артистическая судьба. Одному Богу известно, стала бы я певицей при наличии детей или нет. Зато я к своим студентам отношусь как к детям. О чем еще могу жалеть? Мало песен спела? Зато они все мои родные. Что-то упущено? Но, наверно, так и надо. Жизнь одна. Пока ты в ней пытаешься разобраться, она и проходит.


Константин ГЛУШЕНКОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Популярные статьи

/klassicheskaya-muzyka/ponyatie-o-klassicheskoj-muzyke.html

Понятие о классической музыке

Определение классической музыки может быть использовано в различном контексте. Так, под классической музыкой в большинстве случаев подразумевают музыку, прошедшую испытание временем, актуальную и для ...

/instrumenty/detskie-sintezatory.html

Детские синтезаторы

К группе детских принято относить синтезаторы, которые предназначены для игры детей до 7 лет. Клавиатура детских синтезаторов представляет собой три четвертых от фортепианной клавиатуры. При этом ...

Рекомендуем

WELTMEISTER Supra 41/120/IV/11/5/CST

WELTMEISTER Supra 41/120/IV/11/5/CST

~ 41 клавиша, 4 голоса (Cassotto - "ломаная" дека), 11 регистров, 120 басов и 5 регистров левой руки, 12,1 кг,...

Copyright © 2004. При использовании материалов данного сайта ссылка на него обязательна.