Сошьем Шуре сарафан, или С поклоном к поющей России

"Вечерняя Уфа" № 67 (10885)

При первых звуках ее голоса в залах звенят хрустальные люстры. При первых аккордах руководимого им оркестра воцаряется космическое безмолвие. После очередного концерта Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П.Осипова (художественный руководитель и дирижер народный артист России Владимир Понькин), с которым в российском турне выступает легендарная певица народная артистка России Александра Стрельченко, зрители неделями не включают телевизор - боятся расплескать сосуды, наполненные соловьиными трелями чистых, как правда, родных мелодий.

Пробный хлопок в ладоши со сцены, короткая музыкальная фраза “мо-ми-ма” - и Александра Ильинична удовлетворенно кивает Владимиру Александровичу: зал Конгресс-холла в акустическом плане ей понравился. Интерьер подготовки к репетиции (рабочие устанавливают пюпитры, расставляют ударные инструменты) гости сочли самым подходящим для разговора. Картинно расправив складки элегантного, совершенно обворожительного наряда,
Стрельченко, поймав наши восхищенные взгляды, с улыбкой пояснила:
- Смолоду не любила сарафаны-кокошники - ну не идут они мне. Русопятый костюм, ряженость... они ведь ничего не добавят исполнителю, если нет культуры пения, глубокого почитания народного искусства, выверенного репертуара. Всего раз меня “впихнули” в ситцевые одежки - на выставке ЭКСПО-66 в Токио я пела в паузах между показами коллекции Вячеслава Зайцева. Предпочитаю сдержанные женственные наряды в стиле исполнительниц русских народных песен начала прошлого века - Ковалевой, Плевицкой.
- Манера пения тоже от них?
- Сцена спесивых не любит: надо учиться на каждой ступеньке карьеры. Когда я выучила репертуар великих своих предшественниц, поняла: с сокровищницей народного творчества нельзя обращаться под притоп-прихлоп - оно требует всецелой отдачи, святого к себе отношения. Разве можно переступить через то, что формировалось веками? Я счастливый человек - мне довелось учиться у корифеев сцены, великих русских вокалистов. А первым моим наставником в Воронежском русском народном хоре был - светлая ему память - хормейстр Владимир Васильевич Ефимов, бывший регент церковного хора. Голос мне поставили во Всесоюзной творческой мастерской эстрадного искусства под руководством выдающейся исполнительницы народных песен Ирмы Яунзен. К Лидии Андреевне Руслановой я шла, затаив дыхание. Она распорядилась: “Спой мои “Валенки”. Я взяла первые ноты - и “отозвались” хрустальные горки в доме певицы. Лидия Андреевна расплакалась. Иван Семенович Козловский сам привел меня на радио со словами “Запишите, а то упустите”. Марк Наумович Бернес, помню, наставлял: “Учись, Шура, петь тихо. Экономно к голосу-то подходи”. В строгих руках замечательно постигать любую профессию. Бывало, в оркестре Радио у Владимира Федосеева до слез доходило. Отвернусь, поплачу, повернусь - и снова пою.
- Когда же вы поняли, что Стрельченко - это ни на кого не похоже?
- У деда - инженера казачьих войск - был прекрасный баритон. Свечи гасли, когда он пел. Я пошла дальше - без академической выучки даже самому яркому самородку к такой глыбе, как народное искусство, не подступиться. Голос - это сложный инструмент, его надо одухотворить, прежде чем брать к исполнению жемчужины русской песенной классики, как, например, “По Муромской дорожке”. Не стереть собственный тембр - вот к чему я всегда стремилась. Остальное дали академическая школа, постоянное изучение базового песенного материала, старинных записей.
- С высоты более чем сорокалетнего опыта сценической деятельности как вы оцениваете попытки нынешних исполнителей приобщить публику к фольклору?
- Народная песня держится на душе. Петь в стиле а-ля рюс - смешное занятие. Для слушателя главное - правдивость. Я всегда боялась унизить свое дело разудалыми интонациями, вольным обращением с текстами. Тяп-ляп, бубенцы в руки - и вот уже народный артист? В шоу-бизнесе сейчас все перевернуто. Порой русская песня просто рыдает, отданная на погибель в небрежные руки.
- Александра Ильинична, вы пронесли русскую песню по всем континентам, имеете четыре сольных пластинки-гиганта, аудиокассеты. Ваш голос звучит в кинофильмах. Вы возглавляете жюри престижных конкурсов, преподаете академическое пение в Московском университете культуры и искусств. Почему вас так редко показывают по телевизору?
- В ток-шоу зовут, да не могу я туда, не мое это. Учить хозяек борщ варить? Запросто, но времени жалко. Я лучше почитаю, со студентами позанимаюсь. Или с оркестром Владимира Александровича поработаю. Следует грациозный поворот головы к маэстро Понькину, который, слегка расслабившись, внимал нашей беседе.
- Пожалуюсь вам, милая Александра Ильинична, как профессор профессору: меня почему-то в телепрограммы не приглашают. Хотя я бы мог блеснуть своим талантом... резьбы по дереву.
- Владимир Александрович, коллектив, которым вы руководите с 2005 года, по праву считается визиткой России, ее национальным достоянием. Что, как симфоническому дирижеру, вам удалось внести в его работу?
- Пытаюсь разнообразить тембровое звучание, добавляю басовые инструменты. В традициях нашего коллектива - концертные сезоны в Москве, регулярные гастроли по России, заграничные турне. Беру к исполнению произведения классиков отечественной симфонической музыки.
- Народным инструментом нечасто приходится иметь дело с крупной музыкальной формой, а вы предложили коллективу балет, симфонии. Какая была реакция?
- Молниеносная! Такому задору и открытой душевности музыкантов любой дирижер позавидует. В процессе освоения необычного репертуара открылась неповторимая красота новых оркестровых красок.
- Опять же, по радио и на телевидении оркестр имени Осипова звучит крайне редко.
- Присоединяюсь к словам Александры Ильиничны: беречь традиции национальной культуры в обстановке наводнения исполнителей “фабричного” производства, прессинга попсы крайне трудно. Но надо с чего-то начинать. Я считаю - с качественных записей. Спрос на них огромный. Расширяем географию гастролей - за сезон у нас до 60 концертов. Есть просветительские программы для дошкольников. На будущий сезон планирую участие детских хоров.
- Как вы считаете, народная музыка вернется в Россию?
- Она от нас недалеко ушла, - сказала Александра Стрельченко. - Просто отстранилась, как хорошо воспитанная девушка в шумном обществе.
- Не дадим - не дадим России забыть чистые звуки домры и балалайки, владимирских рожков, гармонии баянов, тоскливые голоса жалеек, пеструю палитру гуслей, - решительно заявил Владимир Понькин. - Народная музыка неповторима. Мы же видим - слушатели сдаются в ее плен добровольно, с наслаждением. Еще не все коллекции музыкальных шедевров сыграны нашим оркестром, да и нет таких произведений, которые не могут звучать в обработке для народных инструментов. Поддерживаете, Александра Ильинична?
- Пока дышу, с песней не расстанусь.
Если бы не предстоящий концерт, говорить - не переговорить с маэстро об истории национального академического оркестра народных инструментов имени Н.П.Осипова, рожденного в 1919 году и живущего вместе с Россией почти 90 лет. Слушать бы не переслушать задушевного говора Александры Стрельченко, чье нежное и неспокойное сердце поет и плачет вместе с русской песней - старинной и сегодняшней. Без надрыва и всхлипываний, но с любовью, верой и надеждой. После концерта маэстро Владимиру Понькину пришлось взять на себя “дирижерство” залом, иначе бы уфимцы не отпустили музыкантов без бисовых номеров.
Организатор концерта - руководитель фонда развития органного искусства Республики Башкортостан “Национальная концертная антреприза” Владислав Муртазин - заверил, что в будущем отечественное мировое академическое искусство высшей пробы станет реальностью для местных почитателей и ценителей. Во всяком случае, как продюсер Владислав Львович ставит перед собой такую задачу. Мы же благодарим его за помощь в организации интервью.
08.04.08



Галина САЛИХОВА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Популярные статьи

/muzykalnye-zhanry/spacesynth.html

Spacesynth

Для данной разновидности инструментальной музыки характерны высокие такты синтезаторов. Основное внимание в музыке стилистического направления Spacesynth (synthdance, или spacedance) уделяется не ...

/klassicheskaya-muzyka/ponyatie-o-klassicheskoj-muzyke.html

Понятие о классической музыке

Определение классической музыки может быть использовано в различном контексте. Так, под классической музыкой в большинстве случаев подразумевают музыку, прошедшую испытание временем, актуальную и для ...

Рекомендуем

The Complete Etudes

The Complete Etudes

Автор: Liszt Franz 1997

Weltmeister KRYSTAL BLACK

Weltmeister KRYSTAL BLACK

37/96/IV/11/5, 11 регистров в правой, 5 регистров басовых, диапазон звучания мелодии от "Фа" большой октавы до "Фа" 4-й октавы,...

Copyright © 2004. При использовании материалов данного сайта ссылка на него обязательна.